В феврале правительство начало разработку программы «Россия без сирот», направленной на устранение семейного и детского неблагополучия. Что собираются предпринимать в рамках программы на территории нашей области? Об этом на недавней пресс-конференции журналистам рассказала председатель Владимирского отделения Российского детского фонда Лидия Мордасова.
С миру по нитке
В прошлом году детский фонд, возглавляемый писателем Альбертом Лихановым, отметил 25-летие. Число благотворительных программ, разработанных за этот период, впечатляет. Самые заметные проекты – «Школьный портфель», который помогает собрать детей из малоимущих семей в школы; «Дети сельской глубинки», в соответствии с которым семьи, живущие в сельской местности, получают в подарок коров, коз и поросят, а также «Теплый дом – приемная семья» — по созданию семейных детских домов.
В 2012 году, сообщила Лидия Мордасова, во Владимирское отделение фонда обратились 270 семей. В основном – безработные, многодетные и неполные, а также семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Помогать стараются и деньгами, и «товарами», которые жертвует для детей области большой и малый бизнес. В этом году, как с сожалением отметила Мордасова, «товаров» получили гораздо меньше, чем в предыдущие годы. Сотрудничать с фондом отказались сразу два крупных производителя — Ферерро Роше и Крафт Фудс.
И тем не менее – с миру по нитке – удалось собрать 1 млн 636 тысяч рублей деньгами и на 2 млн 800 тысяч различных товаров и продуктов.
Расходуются деньги в соответствии с потребностями тех, кто в фонд обращается. Например, закупили несколько инсулиновых помп для детей, страдающих от сахарного диабета. Казалось бы, теперь жить ребенку, да горя не знать… Но реалии таковы, что некоторые малообеспеченные родители от помпы в 200 тысяч рублей отказываются: ежемесячно надо покупать к такой помпе еще и комплектующие на 7 тысяч рублей. А это не каждому под силу.
Лидия Александровна обратила внимание на то, что помощи отчаявшиеся родители больных детей просят везде, где только могут. Из-за этого нет упорядоченности, и в результате никто не может проконтролировать, куда уходят деньги.
Председатель регионального отделения РДФ убеждена, что урегулировать этот вопрос обязано государство. Заявила же вице-премьер Ольга Голодец, что все дети, которым необходима высокотехнологичная помощь, должны лечиться за счет государства. Почему же родители собирают деньги на лечение детей, идя на всяческие ухищрения, публикуя в соцсетях и развешивая на заборах номера счетов, куда следует перечислять средства?
«Иностранным усыновителям детей продают»
В настоящее время фонд готовит еще один социально значимый проект «Семейный очаг», направленный на поддержку молодых семей, прежде всего матерей-одиночек.
Дети должны жить в семье – озвучила свою однозначную позицию Лидия Александровна. Причем в российской семье. Так что «закон Димы Яковлева» председатель регионального отделения РДФ поддерживает целиком и полностью.
В области восемь тысяч сирот. Но абсолютное большинство из них – 85 процентов — сироты «социальные», то есть те, у кого живы оба или один родитель, но воспитанием детей они не занимаются.
— Необходимо принимать превентивные меры для того, чтобы социальное сиротство не распространялось, — говорит Мордасова. – Надо выстроить вертикаль власти. У нас отдельно образование занимается сиротами, соцзащита – помощью малоимущим, здравоохранение – инвалидами. А надо взяться вместе, применить комплексный подход в помощи семье. Но пока не получается.
Что касается иностранных усыновлений, то Лидия Александровна, еще будучи работником областной администрации, столкнулась с проблемой лично. Детей, утверждает Мордасова, просто «продавали»:
— Миллиарды кочуют по карманам, я просто знаю, как живут сотрудники, которые работают в иностранных агентствах, в фондах. Дети не просто уезжают в Америку, а уезжают за существенную мзду, которая, извините, прикарманивается. То, что это коммерческое предприятие, то, что на этом греют руки чиновники и руководители учреждений, — это совершенно ясно.
Пытаясь найти объяснение тому феномену, что иностранцы увозят по 270 детей в год, а россияне усыновляют в лучшем случае по 30 ребятишек, Лидия Мордасова как-то приехала в один из детских домов области. Поговорив с девочкой, которую уже увозили в Америку, узнала, что та вовсе не хочет уезжать из России. А согласие на усыновление дала, потому что пообещали подарить собачку, велосипед и дать отдельную комнату.
Психолог другого детского дома рассказал тогдашней чиновнице Мордасовой, что подводит детей к окну, из которого видна помойка, и говорит: «Хочешь всю жизнь в ящиках рыться, еду там искать и жить на помойке – оставайся в России. А хочешь жить нормальной жизнью — уезжай».
— Я вас смею уверить, что глубоких инвалидов иностранцы не берут, — утверждает Мордасова. — Посмотрите на последние иностранные усыновления. Было взято 86 российских детей, из них только четыре инвалида. И не глубоких инвалида, а просто с задержкой психо-речевого развития. Это миф, что они берут только больных детей.
Владимирское областное отделение благотворительного фонда «Российский детский фонд» находится по адресу: г.Владимир, ул. Луначарского, д.3, офис 113. Телефон: (4922) 35-52-80, 33-57-92.